help
Киев
arrow
  • Киев
  • Онлайн
  • Одесса
Перезвоните мне
 

Всем привет!

По многочисленным просьбам я решила завести блог. Да, я действительно стала студенткой University of Sussex и да, я продолжаю работу в STUDY.UA и по-прежнему консультирую online. С этого дня короткие посты о моем обучении в Англии также будут доступны на нескольких страницах в социальных сетях. Вы можете подписаться на ту, которая вам больше нравится или просто добавить меня в друзья. Если у вас возникнут вопросы или вы захотите, чтобы я поделилась дополнительной информацией — дайте мне знать, просто написав сообщение.

День 1

Погода в Англии действительно противная. Если вас поселят на кампусе — то это лучшее, что может быть, потому что на дорогу не придется тратить ни времени, ни денег. С количеством мест в резиденциях — проблема, именно поэтому процесс поступления (а потом уже и бронирования жилья) нужно начинать как можно раньше. В моем случае все пока не очень удобно. Я добираюсь из другого города на электричке, а потом пересаживаюсь на автобус. Транспорт действительно дорогой, с расписанием желательно ознакомиться заранее. В свой первый раз, не разобравшись, я взяла билет anytime туда и обратно за 15,60 фунтов (вместо 7,80 фунтов). Кампус университета Sussex очень впечатляет! Большая территория, зеленые лужайки (кроликов, белок и чаек можно кормить), много лавочек и кафе, также очень много парковок для велосипедов. Внутри помещений чаще всего ковровое покрытие и много зон отдыха, где студенты могут учиться или ждать очередной лекции. Интернет есть по всей территории университета. Первая встреча в университете началась с правил безопасности. Видно, что для британцев это важно, поэтому созданы все условия. Дали все необходимые телефоны, объяснили, что делать в чрезвычайных ситуациях, сделали ID card, выдали карту города и рассказали, как пользоваться личным доступом в систему, куда будут загружаться все материалы, необходимая информация для обучения, расписание всех занятий и экзаменов и многое другое (бегать в деканат больше не нужно, просто заходишь на свою страницу и видишь все на семестр вперед). Обратно домой я добиралась сложно. Пересадка с электрички на автобус заняла около 40 минут, а после 5 часов дня в Британии закрыто большинство магазинов и кафе (не спрашивайте почему, для меня до сих пор загадка), пришлось мерзнуть на остановке одной. В итоге домой я попала часа через 2 в очень плохом настроении. Буду решать вопрос с транспортом в ближайшее время…  

День 2

Во вторник мы написали тест по английскому, по результатам которого нас в дальнейшем распределят в группы. Уже пообещали много математики, но через это проходят все студенты, которые идут на бизнес и менеджмент. В группе много студентов из Азии, больше половины, но не все из Китая, как думают многие)) Я познакомилась с девушкой из России и 2 парнями из Казахстана, но скорее всего мы будем учиться в разных группах. Нам также выдали расписание, по которому завтра уроки будут с 9-00 до 18-00, есть перерывы на обед. На завтра у меня, к примеру, 2 урока по экономике и введение в бизнес, есть также менеджмент и всего один урок по английскому с уклоном на экономическую терминологию. Каждую неделю студенты встречаются со своим личным академическим советником, чтоб следить за прогрессом в обучении и вовремя подтягивать предметы, по которым есть проблемы… Пока этот процесс очень увлекает, хотя я понимаю, что на этом легкие дни закончились…  

День 3-5

Со среды мы начали полноценно заниматься. На занятиях пока очень интересно. В Британии любят обсуждать глобальные проблемы мира, поэтому независимо от названия предмета обязательно поднимаются такие темы, как экология, урбанизация, эмиграция, отсутствие ресурсов, преступность, безопасность и т.д. — все это обязательно приправляется статистикой. А все статистические данные собирают студенты (такие же, как мы) и пишут свои работы (так называемые исследования — research). Сложная терминология еще не всегда понятна, поэтому часто приходится выписывать слова и залезать в словарь (это больше на тему «тыжпереводчик», как меня ласково прозвали коллеги из офиса)… У каждого преподавателя свой акцент и далеко не Typical British, об их этническом происхождении я могу только догадываться, но уроки они ведут весело, любая ошибка или неправильное произношение иностранных студентов является поводом для юмора, зато запоминание проходит быстрее. Группа на самом деле интернациональная, есть студенты из Японии, Китая, Тайвани, Сингапура, Южной Кореи — это то, что мы называем азиатами и почти не отличаем друг от друга, хотя у каждого из них есть свой родной язык и национальные особенности. Было интересно узнать, что они также не отличают славянские национальности, то есть студенты из России, Украины, Беларуси, Словении, Словакии, Польши, Литвы, Латвии и еще ряда стран Европы выглядят для них одинаково. Тем не менее, они очень тактичны, дружелюбны и на самом деле любят учиться, чем создают высокую конкуренцию. Первые учебники я увидела именно у них. Учебники — это отдельная тема — помимо того, что они невероятно дорогие (от 25 фунтов за б\у, и от 35 фунтов за новый экземпляр), они еще и выглядят, как оксфордские словари — тонкие журнальные страницы (в среднем, 500-600), мелкий шрифт, и очень тяжелые. Знала бы раньше, могла бы серьезно подумать над специальностью publishing. Выгодная профессия!) Но выбор уже сделан, посмотрим, что из этого получится. Пока из мыслей не выходит, как я буду учить эти «талмуды».  

Неделя 2

Ну что ж, знакомьтесь, это — Блэки! Мой новый транспорт и друг, который должен спасать меня от дождей и экономить время и деньги, а в будущем возможно и нервы) Машина была куплена на прошлых выходных и всю неделю я привыкала к правому рулю и к переключению передач левой рукой. Пока справляюсь)) Дорога до университета занимает 30 минут (без пробок) и это 20 миль в одну сторону. Блэки съедает 1 литр за 12 миль и в день выходит около 3,5 литров (до 4 фунтов) на дорогу туда и обратно. Общественный транспорт на такие расстояния выходит дороже. Но эти подсчеты не учитывают страховку (от 350 фунтов за год), парковку (в университете обычно покупают park permit на семестр или на год) и ежегодный налог на автомобиль (который зависит от объема двигателя). Превышать скорость и парковаться на тротуарах здесь очень дорого, в среднем, от 50-100 фунтов, в особых случаях могут забрать автомобиль (тогда это будет в несколько раз дороже). Дороги в Британии узкие и постоянно виляют, перекрестков почти нет, вместо них roundabout (кольцевые развязки), очень часто всего одна полоса в одну сторону, почти нет обочин (есть съезды каждые несколько миль) и половину своего пути я еду вслед за другими машинами. Если кто-то едет медленно, за ним еще сто машин будут ехать также, обгонять можно, но сложно и опасно (во-первых, нужно выезжать на встречную полосу и промежутки, где это разрешено -очень короткие, во-вторых, плохой обзор и постоянные повороты). Движение очень плотное, поэтому лучше дождаться двух полос в одну сторону. Если на такой дороге происходит авария, то часть пути в несколько миль просто перекрывают и нужно ехать в объезд (иногда через другой город). Никак не могу привыкнуть, что встречные машины проезжают очень близко (обычно это около полуметра), все время кажется, что они снесут мне зеркало, очень некомфортное чувство, и очень радуюсь, когда после очередного roundabout появляется 2 полосы (здесь ограничение в 70 миль, и можно спокойно ехать 55 в левом ряду). В городе ограничение — 30 миль. Водители соблюдают правила и всегда очень вежливы, на дорогах меньше ям, но все-таки они попадаются. В целом, если привыкнуть к габаритам и помехам справа на кольцевых развязках, то водить в Англии приятно. Для новичков очень советую взять дополнительные уроки вождения и обязательно пользоваться навигатором, иначе на очередной развязке, свернув не туда, можно спокойно уехать в другой город и заметить это слишком поздно. Присмотреть хорошую машину можно на сайте autotrader.co.uk, если сравнивать цены, то машина среднего класса (не новая) выходит в 2 раза дешевле, чем в Украине, особенно если их производят в Англии, а не завозят из других стран.

В университете

Обучение со второй недели стало в несколько раз сложнее, чем я рассчитывала. То, что я изучала в школе, называлось арифметикой, а математику, как оказалось, я знаю очень поверхностно. Предмет quantitative methods for business, management and finance показал мне все пробелы в знаниях и теперь я изучаю математику и статистику с самого начала, без этого я не смогу дальше учиться и усваивать новые темы. С экономикой аналогично. Полностью новый предмет с очень сложной терминологией. Как переводчик, я пока очень далека от рисования графиков и объяснений, как demand и supply влияют на ценообразование. Если бы раньше я изучала это на родном языке, то скорее всего никаких проблем бы не было. В моем случае, даже получив перевод непонятного слова, мне всё равно нужно искать его значение. В общем, если вы выбираете специальность или хотите после гуманитарной специальности перейти на менеджмент или бизнес, но при этом с математикой вы не дружите, у меня для вас 2 варианта: или учите математику сейчас и начинайте с подготовительной программы (в моем случае это Pre-masters, для школьников есть Foundation) или выбирайте другую специальность (без математики). При том объеме информации, которую вкладывают учебные заведения за границей, времени «подтягивать хвосты» не будет. Мое время теперь тоже ограничено, поэтому побегу учиться. Всем хороших выходных!

Неделя 3-4

Вот и началась пятая неделя моего обучения. Время летит быстро, этот семестр длится всего 11 недель. И нас уже потихоньку пугают экзаменами. У меня всего 4 предмета, но материала столько, что мне хватило бы на год, а нужно выучить сейчас. Все доступно онлайн, поэтому возвращаться к лекциям можно бесконечное количество раз, преподаватели каждый день добавляют новый материал для повторения и самостоятельного обучения. В группе мы уже все перезнакомились. Студенты в моей группе умные, мне точно есть куда расти и с кого брать пример. И вообще мне кажется, мы сильно недооцениваем китайцев. Если их следующее поколение вырастет таким умным, как эти студенты, то Китай точно займет передовые позиции во многих сферах. В перерывах между уроками некоторые из них умудряются выспаться (прямо на полу, здесь почти во всех кампусах полы покрыты ковролином), я никак не могу понять, как у них получается уснуть всего на 40 минут, а потом проснуться и быть бодрыми. Еще они много денег тратят на еду. Покушать в университетской столовой стоит от 5-6 фунтов, кому то достаточно пообедать 1 раз, а кто-то ест 3-4 раза в день полноценно (3 дня в неделю мы занимаемся до 18-00). Еда в Британии — отдельная тема, и к сожалению не радостная. Как и в США, здесь очень много фастфуда, и что еще печальнее? даже те блюда, которые кажутся на вид полезными, на самом деле оказываются искусственными. Здесь не любят слово «генномодифицированное» и как-то его стыдливо избегают. Официальные сайты пишут о своей продукции, что она соответствует всем стандартам, но проверить эти стандарты сложно. Это касается большинства овощей и фруктов, которые лежат в холодильнике месяцами и не портятся, даже картошка не прорастает. Тоже самое с молоком и хлебом. McDonalds, к примеру, заявляет, что все мясо у них настоящее и высокого качества, и что у них договор с 5000 ферм в UK. Но я в это слабо верю. Иначе почему в Казахстане McDonald’s не прошел проверку качества и отказался работать с местными фермами? Мяса в Казахстане более чем достаточно, но там запрещены генномодифицированные продукты и до сих пор нет ни одного ресторана этой сети. Также здесь все очень калорийное и нужно быть осторожным, чтоб постоянно не переедать, это быстро отражается на весах. Сбросить этот вес потом сложно и занимает в 3 раза больше времени, чем набрать. Для чувствительных к еде людей советую проверять все продукты на наличие сои, глютена, пальмового масла и арахиса, могут вызывать аллергию и иногда попадаются в неожиданных продуктах. Да, кстати, на всякий случай — активированного угля здесь нет и в его эффективность не верят)) Так что берите с собой! В целом, продукты дешевле покупать в супермаркетах Asda или Tesco и готовить самостоятельно, все сендвичи, которые в магазинах стоят от 3-4 фунтов, можно брать из дома. Английская кухня, если сравнивать с нашей — совершенно невкусная. Отдельно можно выделить английский чай, выпечку и кондитерские изделия (это на самом деле вкуснотища!), но состав и калории последних приводят в ужас))… Я пока привыкаю и продолжаю поиск «своих» продуктов. Зато с погодой на юге Англии все намного лучше: апрель должен быть дождливым, но за 4 недели я ни разу не попала под дождь, и даже дворники в машине не включала. Британцы почти не одеваются, даже если на улице всего 5 градусов. Я уже месяц наблюдаю утром людей в футболках, в то время как сама замерзаю в теплой куртке. С чувством стиля у молодежи большие проблемы — девушки могут надеть летнее платье с цветочками прямо сверху на спортивную футболку, дополнить это порванными колготками в сеточку (нет, не нечаянно, 9 стрелок с дырками!) и завершить образ стоптанными уггами и зелеными волосами. Typical British boy обязательно отрастит бороду, даже если ему 16, или наденет штаны, больше похожие на женские лосины для фитнеса. Да, Брайтон — город хипстеров и свободного мышления, поэтому к таким вещам уже все привыкли. Вы ожидаете увидеть тут мужчин в классических костюмах и манерами джентельмена? Тогда вам в Оксфорд или Кембридж, ну или в деловой центр Лондона. Кстати, если кто-то думает приехать на лето (в гости или на курсы), занимайтесь поиском проживания заранее, а то студенты уже жалуются, что не могут переехать и поменять жилье, все занято на несколько месяцев вперед (это касается и апартаментов и студенческих резиденций). Лето почти через месяц! И пишите, если будут вопросы. Я по прежнему всегда на связи.

Конец семестра

Сегодня суббота и я наконец могу вздохнуть с облегчением!) первый семестр моей программы закончился и 4 экзамена позади. Это значит, что впереди у меня целая неделя, чтоб насладиться летом, потом второй семестр, возможно еще более сложный, чем этот. За 2,5 месяца я прошла программу высшей математики, которую у нас обычно проходят пару лет. И для меня это было маленьким достижением, которое, надеюсь, пригодится мне в дальнейшей профессии. До начала программы мои знания в математике заканчивались где-то на уровне 9-10 класса, именно поэтому мне и было сложнее всего в группе. За это время также было написано около 7 эссе, в среднем от 800 до 2000 слов и публично защищены 3 презентации. Английский заметно улучшился, я более уверенно разговариваю, а одногруппники сверяют свои ответы по английскому с моими, потому что у меня обычно правильно. Я в свою очередь, сверяю с ними задачи по математике, потому что в этом они «живые вычислительные машины»)) Списать действительно нельзя — ни у соседа, ни из интернета. Все работы проверяются на плагиат специальной программой, которая показывает сколько и откуда именно скопировано. Разрешенный максимум — 15 %, если больше, то за это спокойно могут отчислить и отправить домой. На экзамене помимо того, что всех садят за отдельный стол и забирают все вещи, кроме ручки, еще ходят проверяющие между рядами (человек 7-8), которые следят, чтоб никто не поворачивался и не шептался. Нарушение любого правила ведет к освобождению от экзамена. Пересдачи у нас не были запланированы, поэтому никто не пытался списать, слишком дорого это здесь обходится. Но мы справились и завершили наш семестр поездкой на пляж Брайтона с приготовлением барбекю. С погодой все замечательно, я бы даже сказала было жарко. Да и дождей маловато, за все время я попала под дождь всего 2 раза. С вождением тоже все гораздо лучше, Хонда радует, очень практичная и экономная машина, а вот британские дороги не перестают удивлять. Приоритет в Британии идет не на развитие инфраструктуры, а на уменьшение количества машин путем повышения сборов и налогов, что в принципе не работает, так как автопарк страны растет на миллион машин в год. Выборы в парламент прошли в мае и британцы надеятся на улучшение ситуации. Я тоже надеюсь! А на каникулы еду домой, очень соскучилась… (На фото: мои одногруппники и преподаватели по quantitative methods of business и business and management, также запечатлен момент написания экзамена).

Начало 2 семестра

Мои киевские каникулы закончились, я вернулась назад, но не забыла прихватить с собой в Англию любимые продукты, по которым сильнее всего соскучилась. Вы удивитесь, но это крупы: манная и гречневая, сгущенное молоко, мармелад, зефир и сыр брынза. Здесь найти эти продукты практически невозможно. Теперь я снова в студенческом строю и у меня начался второй семестр моей программы при University of Sussex. Как я и ожидала, этот семестр еще сложнее и требования к написанию работ повысились. Также добавилось исследование на 3000 слов как подготовка к написанию диплома. Ничего общего с теми работами, которые мы писали в Украине, нет. Работа действительно должна быть на высоком уровне, не только с точки зрения академического подхода и использованных источников, но и обычного оформления. Здесь действительно могут снизить оценку за то, что вы забыли поставить точку или запятую в сноске, или не выделили тему курсивом, или использовали другой шрифт. Я уже не говорю про общую грамматику и стиль написания, которые мы привыкли использовать. По результатам предыдущего семестра моя успеваемость выше 60%, что является проходным баллом, но в этом семестре нужно набрать выше 65% для зачисления на master degree. Результат, который я получила по высшей математике всего 54%, и это испортило мне общую картину успеваемости, но про себя я радуюсь, что вообще сдала этот предмет и мне не поставили дополнительные уроки на этот семестр (стоит, кстати, дополнительно 600 фунтов). С экономикой и бизнесом я справилась хорошо, английский тоже выше среднего. Круглых отличников у нас нет, и я вообще не уверенна, что такое понятие здесь существует. Всем, кто интересуется, как выглядит успеваемость группы, ниже можете посмотреть результаты. Фамилий нет, все зашифровано по номерам, поэтому конфиденциальность сохранена. Но по секрету расскажу, что самый высокий общий бал по английскому 80% набрала девочка из Сингапура, для которой английский вообще родной. Как я уже писала, нам не преподают английский как предмет, здесь нас учат академическим навыкам (academic skills), без которых невозможно учиться в университете. Те, кто с этим сталкивался, меня поймут. Тем же, кто пока только готовится к поступлению, я настоятельно советую выбрать нормальную подготовительную программу или курсы, потратить на это время и облегчить себе жизнь в дальнейшем. Для практики языка, конечно, лучше всего постоянно находится в языковой среде и полностью исключить общение на родном языке. Если такой возможности нет, старайтесь больше смотреть фильмов или слушать радио на английском. Я, к примеру, за эти 3 месяца значительно подтянула свой listening и speaking с помощью радио BBC, которое постоянно слушаю по дороге в университет и обратно. В среднем выходит около 10 часов в неделю, именно столько времени я провожу в машине, ну и в пробках, естественно (это много, зато с пользой). Кстати, пробки с наступлением лета все чаще образуются из-за велосипедистов. Погода хорошая, дождей нет (very strange for England!), и они спокойно едут 5 миль в час по середине дороги (здесь это считается полноценным транспортом), так как велосипедные дорожки есть далеко не везде, а проезжая часть достаточно узкая, обогнать велосипедиста трудно, поэтому они собирают за собой 2-3 мили тянущихся за ними машин. Больше всего раздражает, что они даже не пытаются прижаться к краю дороги (обочин нет!), чтоб их было легче объехать и по каким-то странным правилам не могут ехать по тротуару, даже если там нет пешеходов. Я поддерживаю велосипедистов и их идеи в целом, но дороги в Англии нужно расширять и планировать более безопасно, как для водителей, так и для велосипедистов. Зато вдоль дорог здесь нет ни одного билборда с рекламой. Она запрещена именно по соображениям безопасности, так как водители могут отвлекаться. Я заметила это из-за контраста после того, как провела неделю в Киеве. Интересно, кто-нибудь в нашем парламенте задумывался над этим вопросом? В городе уже нет свободного места, в глазах рябит от разноцветных плакатов и рекламных лозунгов, но кого волнует, как количество рекламы связанно с количеством аварий на дорогах, если это приносит прибыль, правда же? Желаю всем хорошей недели и жду ваших следующих вопросов!